С 30 марта по 2 апреля проходил РОСКОН 2017. Было много интересного, в том числе дебаты между представителями мужского брутального фэнтези и поклонниками романтического фэнтези. Статья с сайта www.livelib.ru
«Поединок: мужская фантастика против женской! Кто кого сборет?»
Начну рассказ с поединка, который тут же окрестили баттлом. Романтическое фэнтези набрало сейчас огромную популярность. Именно в этом жанре тиражи неизменно растут, постоянно появляются новые имена, запускаются целые серии, которые хорошо раскупаются и пополняются всё новыми и новыми произведениями. Можно сказать, что наблюдается настоящий бум ромфэнтези. В этом плане мужское брутальное фэнтези несколько отстаёт. Поэтому писатели в литературном поединке решили попробовать выяснить, кто же лучше. Женскую фантастику представляла Милена Завойчинская, мужскую – Евгений Щепетнов. Модератором поединка выступил Вадим Панов.
Начали с того, что попытались найти недостатки в женских романах. Их окрестили излишне сопливыми. Прошлись и по героиням женских фэнтезийных романов. А героини какие? Супергероини: и красавицы, и умницы, и постоять за себя, и с характером. Ну и мужики пачками под ноги валятся. Добровольно. Однако тут же последовало возражение, что и в мужском фэнтези не без подобных перегибов. Там мужчина брутален, всех женщин штабелями кладёт. Но Евгений Щепетнов, признавая сей факт, заметил, что мужчины и женщины пишут по-разному: «Разница в том, что вы пишете так, как вы хотите. А мы так, как должно быть». Милена возразила и привела в пример несколько цитат из книг оппонента. Дискуссия перешла к разнице в направлениях, в тех целях, которые преследуются авторами-женщинами и авторами-мужчинами. На самом-то деле писатели, и мальчики, и девочки, остаются фантазерами до самой старости, не переставая мечтать и придумывать. Но мечты у мужчин и женщин разные.
Подключился и зал. В один момент встал Олег Семенович Ладыженский и с чувством произнес речь о том, что фантастика делится не на «женскую» и «мужскую», а на фантастику как метод и фантастику как жанр. Он заметил, что мы часто забываем, что романтическое фэнтези от слова «романтизм», а не от слова «романтика». Ромфэнтези (Милена Завойчинская, Елена Звездная) – это женский роман, перенесенный в фэндекорации. Мужское фэнтези (Мартин, Аберкромби) – исторический роман в тех же фэндекорациях. Но если женское фэнтези стремится в итоге к романтике и выдумке, то мужское – к натурализму. Последовали аплодисменты. И тут Вадим Панов не выдержал: «Ну вот! Взял и поставил точку в дискуссии!» На самом деле, как бы ни старались вести диалог серьёзно, беседа всё равно большей частью проходила в шутливом тоне.
Но… объем тиражей, количество скачиваний и число прочтений на разных сайтах больше именно у ромфэнтези. Почему? Потому что женщины больше читают. Григорий Панченко выдвинул самую простую причину – у женщин просто больше свободного времени. С чем многие женщины категорически не согласились. В итоге, оппоненты пришли к тому, что все хотят определенного: чтобы герои побеждали, чтобы все падали в ноги к даме. И если у нас отобрать эти наши красивые сказки, то мы вернемся к любовным романам и крутым боевикам. В общем, как сказал один из простых читателей (чуть ли не единственный в зале), читайте хорошие книги!