Корзина 0
Войти / Зарегистрироваться



Интервью для блога Книгармония

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ С МИЛЕНОЙ ЗАВОЙЧИНСКОЙ

 Блог «Книгармония» открывает новую рубрику – «Закулисье». В ней я буду рассказывать о буднях и секретах мастерства людей, имеющих непосредственное отношение к книгам: писателей, иллюстраторов, библиотекарей и так далее.


Первым героем этой рубрики стала Милена Завойчинская – российская писательница, работающая в жанре романтического фэнтези, автор полюбившейся многим читателям серии «Высшая Школа Библиотекарей», а также циклов «Иржина», «Дом на перекрестке» и других книг.

Встреча с Миленой состоялась на уже описанном в «Книгармонии» белорусском фестивале фантастики и фэнтези UniCon Convention 2016. Там писательница беседовала со своими читателями и отвечала на их вопросы. А я составила по итогам этой беседы небольшую статью, которая, надеюсь, понравится не только поклонникам творчества Милены Завойчинской, но и начинающим авторам.

 

Итак, Милена Завойчинская рассказывает…

О ПИСАТЕЛЬСТВЕ

Литературная деятельность вначале была моим хобби. По образованию я экономист; долго работала главным бухгалтером. Теперь я писатель, и мне сложно жить без строчек и книг, однако я понимаю, что в любом деле возможно выгорание. Ведь когда-то мне нравилась моя прежняя работа, а сегодня даже странно думать о том, что я занималась теми бесконечными бумажками и цифрами. Так может случиться и с писательством. Пока это тебя захватывает – тебе интересно, ты пишешь. А потом раздается какой-то щелчок в голове, и работать над книгами уже не хочется. У меня случались «паузы», когда я вообще не писала – не хотела и не могла. И мне, как ни странно, было хорошо: внутри такая звонкая пустота, не нужно ничего сочинять и записывать. Потом отдохнешь месяца три – и вдруг рождается хорошая идея… Так что литература для меня – хобби, которое переросло в профессию и пока мне нравится.

О ПЕРВОЙ КНИГЕ

Моя первая опубликованная книга вызвала у меня, молодого автора, чувство эйфории. Ее хотелось все время держать в руках и обмыть шампанским, как корабль, спущенный на воду. Сейчас на каждый новый том реагирую спокойнее. Да, новую книгу приятно показать друзьям и поставить на полку, но такого бурного восторга уже нет. Напротив, наступает внутренний покой, осознание завершенности работы – на короткое время, пока не возьмусь за что-то новое.

О КНИЖНЫХ ГЕРОЯХ

Часто начинающие авторы наделяют своих персонажей всеми мыслимыми достоинствами. Но идеальные герои никому не интересны: лично я таких людей не встречала. Слишком правильные персонажи – это скучно и пресно, лучше уж следить за приключениями этакого «черта в юбке». При этом герои не должны быть слишком взбалмошными, чтобы читатель не усомнился в их реальности. На мой взгляд, интересные персонажи – значит, в меру адекватные, с легкой «сумасшедшинкой». И эта «сумасшедшинка» может быть у каждого своя.


О ФЭНТЕЗИ И СКАЗКАХ

В сказках, в отличие от фэнтезийных историй, меньше логики. Пшеничный хлеб вдруг может ожить, выпрыгнуть из печки, покатиться по дороге – и ни у кого не возникнет вопросов. С читателями фэнтези такой номер не пройдет: они более требовательны, им нужен своего рода «обоснуй». Если фэнтезийный герой оборотень, то он должен быть «логичным» оборотнем: превращаться в определенного зверя и обратно. А не так, как сказочный Серый Волк, становиться то Иваном-царевичем, то царевной, то лошадью.

О СОАВТОРСТВЕ


Я не рассматриваю вариант написания совместной книги. Во-первых, возможны сложности в построении сюжета. А во-вторых, у каждого автора свой ритм работы: кто-то пишет быстро, а кто-то медленно. Мне бы не хотелось подстраиваться под другого человека. Хотя… Если бы, к примеру, Лукьяненко спросил: «Милена, не желаете ли написать со мной книгу?», я бы ответила: «Да, Сергей, я готова!» :)

О МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЯХ

Я не люблю писать трагические сцены. Но время от времени приходится «разбавлять» текст: сплошной юмор приедается. Иногда требуется вывести персонажа из повествования, «прикончить», потому что он лишний. Мне становится его жалко, я пишу и мучаюсь, заливаю слезами клавиатуру. Начинаю думать: «Куда же тебя отправить, чтобы ты исчез из сюжета, но остался живым?». Зато после такого эмоционального накала можно с чистой совестью писать спокойные сцены – для передышки.

О ДЕТАЛЯХ

Проработка фэнтезийного мира очень важна. Многие молодые авторы – особенно те, что пытаются добиться признания на интернет-площадках – делают акцент на действии, на героях, а сам мир у них «сырой». Нет атмосферы. Таким авторам будет тяжело в дальнейшем, когда сюжеты себя исчерпают.

О ТЕХНИКЕ

Когда я начинаю работать над книгой, то сначала пишу черновой текст, даже не перечитывая его, примерно 5-6 глав. Потом делаю паузу, возвращаюсь к началу, внимательно вычитываю эти главы, исправляю ошибки, что-то добавляю и раскрываю. Далее отправляю данную часть текста бета-ридеру для проверки. Потом, когда произведение полностью готово, мы с «бетой» вновь начинаем с самой первой главы. Бывает так, что к моменту корректуры читаешь свой текст уже двадцать пятый раз и просто его ненавидишь :)

О БЕТА-РИДЕРЕ

Бета-ридер нужен не только начинающим авторам. Даже опытным писателям не помешает помощник, который просмотрит текст свежим взглядом, отловит все неточности, опечатки, нестыковки. Ведь часто автор настолько захвачен своим сюжетом, что пальцы не успевают за мыслью. Конечно, будущую книгу вычитывают в издательстве, но на это не стоит всецело полагаться: редакторы порой так загружены работой, что пропускают очевидные ошибки. Лично у меня – прекрасная «бета», которой я доверяю.

О ПИСАТЕЛЬСКОЙ РУТИНЕ

Я стараюсь быть дисциплинированным автором. У меня есть электронный органайзер с пометкой на каждый день: написать две-три страницы. Если мне удалось написать больше, то я радуюсь и хвалю себя. Если меньше – то становится стыдно. Иногда бывает так, что текст буквально «прет» из головы, ты падаешь от усталости за компьютером, но не можешь остановиться. Тогда работа идет быстро, но постоянно писать в таком темпе нельзя: после такого требуются длительные паузы.

О КОСМОСЕ

Космическая тема? Мне кажется, девочки не очень любят космос. Им больше нравится представлять себя на месте героини, очутившейся в мире классического фэнтези: с замками, эльфами и гоблинами. К тому же, нужно обладать особыми знаниями, чтобы описать космический корабль или межпланетную станцию. У меня таких знаний, к сожалению, нет. Фэнтезийный мир можно придумать от и до, наделить его определенными правилами, расположить как угодно горы и моря. Но в космосе действуют четкие объективные законы, по которым будут жить герои: к примеру, та же невесомость. Хорошая космическая фантастика – это не шутка, здесь все должно быть научно обосновано.

О ЧИТАТЕЛЯХ

Я бы хотела, чтобы читатели получали позитивные эмоции при чтении моих книг. Сегодня в мире и так слишком много чернухи и грязи. Люди погрязли в каждодневных проблемах, им нужен отдых, который можно найти в том числе на книжных страницах. Вот почему я стараюсь создавать героев-оптимистов. Даже если оптимист упадет в лужу, он встанет, отряхнется и пойдет дальше.

Составлено: Н.Я. по материалам встречи на фестивале UniCon Convention 2016 в Минске

ИСТОЧНИК БЛОГ "КНИГАРМОНИЯ"